Выявить готовность ребёнка к школе можно по следующим критериям:
- Интеллектуальная готовность. Показывает, насколько у ребёнка развито мышление, внимание, память. Например, первоклассник должен знать свою фамилию, имя, отчество, адрес проживания, дату рождения. Также важно, чтобы он имел представление о цветах, ориентировался в пространстве, умел сравнивать, различать геометрические фигуры.
- Психологическая готовность. К школе постепенно у ребёнка должна добавляться познавательная деятельность к игре. В идеале он должен уметь контролировать своё поведение в окружении других взрослых. Также важна ориентация во времени, чтобы ребёнку было проще адаптироваться к школьному расписанию и планировать свой день.
- Социальная готовность. Сюда можно отнести навыки: умение самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, собирать свои вещи, здороваться и прощаться с учителем и одноклассниками. Ребёнок должен понимать, что учителя нужно слушать, не перебивая, а когда к нему обращаются, реагировать и отвечать на вопросы.
- Мотивационная готовность. Ребёнок должен хотеть пойти в школу, чтобы чему-то научиться. Например, научиться считать, чтобы самостоятельно ходить в магазин за продуктами и помогать маме.
- Логопедическая готовность. Важно, чтобы к школе ребёнок правильно произносил все звуки. От этого будет зависеть обучение грамотному чтению и письму.
- Физическая готовность. Это состояние здоровья ребёнка. Перед школой нужно проверить зрение, слух и моторику рук.
Кроме вопросов, проверить готовность ребёнка к школе помогут тесты, например, тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Он поможет выявить общий уровень развития мышления ребёнка, а также понять, как он умеет слушать и выполнять задания по примеру.
Для точной оценки готовности ребёнка к школе рекомендуется обратиться к специалисту.